Артур Мхитарян: Что Кременец знает о лакшери?
Президент строительной компании "Познякижилстрой" делится впечатлениями о необычном для него путешествии в городок Кременец на Западной Украине. Впервые в своей жизни - без денег, без привычных предметов роскоши и в плацкарте - в рамках проекта 1+1 "Миллионер - жизнь сначала"...
П

рошлой зимой началось одно из самых необычных путешествий в моей жизни. Меня ждал плацкартный вагон поезда, на котором я должен был преодолеть часть пути до Кременца. В кармане – 200 гривен, телефон забрали. На следующее утро мне нужно было найти жилье и работу, чтобы провести всю следующую неделю в этом маленьком городе на Западной Украине. Такое случается, если заводишь дружбу с продюсерами “1+1”.

“Теле-пираты” не грабили меня буквально, конечно. Вместо этого они предложили поучаствовать в шоу “Миллионер. Жизнь сначала” (тогда рабочее название мне нравилось больше – “Миллионер под прикрытием”). Суть его заключалась в том, что я должен был добровольно отказаться от всего состояния и попробовать раскрутиться сначала, с самого дна, оказавшись на неделю в глубинке практически без связи с внешним миром. Мне предложили очень интригующий формат.

Сразу скажу, если бы нужно было повторить это еще раз сейчас, я бы скорее всего отказался. Но тогда ситуация была другая. Я как раз вернулся из Майами для работы над новым проектом и подумал, что участие в этом стресс-шоу – то что нужно, чтобы взять правильный ритм. Такие неожиданные перевороты дают возможность посмотреть на мир под другим углом, а это, я считаю, дорогого стоит. В общем, я согласился, и за всю неделю ни капли не пожалел.

Действительно, многие вещи показались мне совершенно в другом свете. Во-первых, люди, которые не живут в столицах или других крупных городах, – реально добрее, более отзывчивы и, главное, – более счастливы! Представьте себе: в город, где все давно друг друга знают, приезжает совершенно чужой человек, без денег, без связей, – и пытается устроиться. В Москве бы послали неизвестно куда. В Киеве прошли бы мимо. Но там приняли как родного.

И хозяин ресторана, куда я пришел устраиваться на второй или третий день в Кременце, и владелец строительной компании, и собственник компьютерного клуба, и даже администратор общежития (представитель профессии по определению агрессивной) – все были настроены очень позитивно.

Парадокс? На мой взгляд, те, у кого в жизни вроде бы все сложилось, у кого нет проблем с деньгами и есть большие планы на будущее, – на вид значительно мрачнее, чем люди, которые многого лишены. Я видел, как живут, работают и отдыхают люди в Кременце, и ни за что не сказал бы, что они “не живут, а существуют”, как думают многие в Киеве. Курьер выходит на простую работу, выполняет элементарные задачи, особо не напрягается, приходит домой и ничто его не беспокоит. У него нет сложных вопросов, нет армии недоброжелателей и конкурентов, которые готовы съесть его завтра же на совещании.

Второе наблюдение: социальный лифт все-таки работает, вырваться можно в любом случае. Главное – желание. А вот с этим проблемы. С одной стороны, есть объективные обстоятельства. Я был в местной школе, что-то вроде интерната для сирот. У детей спрашивали: кем вы хотите стать? Одна девочка мечтает быть переводчиком, вторая – ветеринаром, третья – чтобы муж был любящий. И все в таком духе. За пределы Кременца мечты не выводят.

А в родном городе звезд с неба они не сорвут. Самым сложным испытанием в Кременце для меня был поиск работы. По простой причине – в городе в принципе нет денег, а значит и заработать их там – очень сложно. Любой, кто хочет подняться, ограничен естественным “потолком” максимального заработка, который в 10-20 раз ниже, чем в том же Киеве.

В Кременце я столкнулся с этим дважды. Во время съемок мне пришлось день поработать администратором ресторана. В принципе даже за это время мне удалось улучшить систему работы простыми приемами – распределением ответственности между служащими, введением дополнительной мотивации. Но даже если бы получилось довести процесс до конца, итоговый результат был бы не слишком впечатляющим. По той же причине – ограниченного объема денег.

Второй пример – в близком и понятном мне строительстве. Я познакомился с владельцем местной строительной компании. Сразу предложил какие-то изменения в концепцию, “Познякижилстрой” после программы даже разработали для них проект. Но каким бы крутым не получился дом, там все равно есть только 50-100 семей, готовых купить квартиры, и на этом – все. Чтобы расширяться им нужно строить новые объекты в других городах, где есть больше денег. Но опять же, это если человеку, который руководит компанией, хочется что-то менять, улучшать свою жизнь.

А менять мешают и субъективные обстоятельства, которые жмут в этом лифте кнопку “стоп”, – родственники и местные друзья. Девушка, с которой я познакомился в рамках программы, хотела стать артисткой. Во время “разоблачения”, когда я приходил к своим новым знакомым в привычном для себя образе, я пообещал ей помочь с поступлением в Киеве в университет Киевский национальный университет театра, кино и телевидения имени И. К. Карпенко-Карого. Она даже приезжала сюда и проходила прослушивание у преподавателей, ее были готовы взять. Но в результате уговоров бойфренда и отца-священника осталась в Кременце.

В целом я получил от этого приключения то, чего ждал. Я думаю, многим было бы полезно иногда менять ракурс взгляда на жизнь так радикально. Это освежает. Плюс, дает возможность познакомиться с очень приятными, искренними, отзывчивыми, добрыми людьми. Я поддерживаю контакты со многими из них. Получил массу позитива, когда приезжал в город на новой пожарной машине, которую подарил местным спасателям. И вот совсем недавно получил фото с наградами парня армрестлера, которому мы помогли отправиться уже на три чемпионата.

Когда съемки закончились и я собирался уезжать, вдруг вспомнил рекламу Chrysler 200 с ее главным посылом “What does this city know about luxury?” – что этот город знает о лакшери? И я подумал: Кременец, в контексте человеческих отношений, – знает больше чем многие другие.

 

Повідомити про помилку

Текст, який буде надіслано нашим редакторам: